Учим информатике!
Word и информатика - разные
вещи.
ВВ.
Лирическое отступление.
Физики жмут PageDown. :-)
Чему и как учить информатике, вопрос не простой. И, хотя, много умных мужей от методики советуют учителям, (кстати сказать, иногда абсолютно противоположное) каждый учитель решает эту проблему по своему. И другое сложно себе представить, потому как нет единства те только в том, что и как изучать на информатике, но и когда это делать. В нашей, например, школе информатика изучается только в 10-11 классах, по два, а в вузовском классе по три часа в неделю. И тут приходится выбирать...
Что же выбираю лично я? Информатика либо наука, либо...нет ей места в учебном плане. Наука, со всеми ее премудростями: системами счисления, булевой алгеброй и программированием. Все остальное - на второй план. Почему Труд как технология заканчивается в 9-м, а информационные технологии остаются. Неправильно это. За борт! До десятого класса всяческие Word и Excel. В старших классах - наука. Конечно, если информатика только в старших классах тут без технологии не обойтись. Даже вот эту самую страничку чтобы сделать - многое надо знать. И есть они, эти Wordы... Но не много. Тут подход такой - есть у ребенка компьютер - научится сам, только подтолкнуть его (реферат задать напечатать по географии) и подкорректировать его самоизучение. А нет компьютера дома... В любом случае все это возможно лишь при решении конкретной задачи. Многие говорят: "Ну как же. Мне вот сейчас компьютер на работе ой как нужен!" На это у меня сразу контрвопрос заготовлен: "А ты то его сам как изучал и долго ли?" "Да сам недельку". И причем здесь школа? Давайте еще курс по обращению с видеомагнитофоном введем. Это все и без уроков можно. А вот программировать в свободное время учится ребенок вряд ли будет, будь у него дома хоть три компьютера.
А надо ли уметь программировать и считать в шестнадцатиричной? Надо!
1. Наука не для жизни.
Для кругозора, что ли. А надо ли решать
квадратное уравнение? Где это в жизни пригодится?
2. Поступить в вуз - основная мотивация
при обучении старшеклассника. Так вот и на
уроках информатики нужно дать максимум для
поступающих. А то получается - курсы - это вещь, а в
школе вообще неизвестно чему учат.
3. Основы алгоритмизации - вещь
черезвычайно важная для развития мышления.
Любимый мой вопрос: "При инвертировании
двоичного числа как делать - сначала все единицы
на нули, затем нули на единицы или сразу оба
действия, и есть ли разница." Практически все
отвечают "все равно."!
А все размышления по поводу гуманитарных классов не по мне. Этих ребят учить сложнее, но учить надо, а не говорить, что "программирование для математиков". А "вордизация" информатики на 80% по моему обязана не необходимостью, а именно простотой обучения. И мощной поддержкой учеников. :-) И занятия по технологиям иначе как игра и развлечение не воспринимается.
Театр начинается с вешалки, учебный процесс с планирования. Прошу любить и жаловать -
Планирование | часов | скачать |
просмотр |
10 класс |
68 |
||
11 класс |
68 |
||
10 класс |
102 |
||
11 класс |
102 |
Кроме поурочного планирования есть и планирование каждого урока. Здесь они публикуются постепенно.
И, конечно, для успешного проведения уроков необходимы
Программные средства
Во-первых, это язык программирования. Мы предпочитаем язык Pascal, cнимая шляпу перед учителями-фанатами Лого, и сожалея об учителях, которые до сих пор преподают Basic или вообще чураются программирования. К сожалению я так и не нашел места, где можно легально скачать настоящий Паскаль и вообще не знаю можно ли его достать легально и бесплатно одновременно. Зато есть игрушечный Паскаль, так называемый Micro Pascal. В принципе, его хватает для решения практически всех задач от сортировки массива до графики. Штука учебная со множеством полезных функций. И дебаггер, высвечивающий значения всех переменных и даже "авто-блок-схематор". Программу даже можно изначально создавать в графическом виде как блок-схему. Вообщем, всем хорош! Только одно в нем мне не нравиться категорически - все набирается с помощью горячих клавиш. Никакой тебе свободы. Синтактическую ошибку трудно сделать... Впрочем, вы сами можете отправится за Micro Pascal, например, на Progressor*, скачать его и поделиться мнением с нами.
Во-вторых, это все остальное. Здорово, когда учитель пишет сам. Вашему вниманию предлагаются мои скромные работы:
Название |
Скачать |
Описание |
Kids_gr.pas | Библиотечка на паскале, незаменимая вещь в
теме "Подрограммы". Детские рисуночки.
Например, подпрограммы Lodka, Elka и другие. Все
масштабируется. Как заставить ребенка поверить в
то, что подпрограммы это здорово? Рисуем сначала
картинку при помощи этой библиотечки, а потом
предлагаем нарисовать то же самое без нее. Эффект
поразительный :-) Пользоваться просто - в программе Uses kids-gr и все. Описание возможностей внутри модуля. См. комментарии в начале (в разделе implementation) |
|
Systems.bas | Супер-программа для изучения систем счисления.
Пишешь ей, сколько тебе карточек надо, и она
создает два текстовых файла - один с заданиями,
другой с решениями. Никаких забот. У каждого свой
вариант, к урокам считать самому ничего не надо. Комментарии к заданиям. 1. Перевод из десятичной в двоичную 2. Перевод из двоичной в десятичную 3. Сложение в двоичной(с переводом) 4. Вычитание при помощи доп. кода 5. Сложение в восьмеричной системе. 6. Сложение в шестнадцатиричной системе. Программа не настраивается на другие виды заданий. Но некоторые можно не делать. Да и учитель информатики на бейсике-то должен уметь программировать. :-) |
В.В. Ильин, зав. вирт. каб. информатики
*www.progressor.ru - замечательный сайт, выросший из известной московской 1-st Education BBS, на котором содержится много FreeWare и ShareWare обучающих программ.
Вернуться в кабинет информатики